Каталог файлов
Главная » Файлы » Диссертации |
31.10.2010, 01:15 | |
(окончание, с.5) Итак,
анализ мифопоэтики четырех симфоний А. Белого показал, что в них выстроена
сложная и глубоко продуманная система символов, тесно взаимосвязанных между
собой. Их амбивалентный характер, наличие символических образов двойников,
архетипичность сюжетики и образов (мудрого старца, героя-спасителя, вечно
женственного космического начала) доказывают, что в основе произведений
писателя лежат глубинные мифологические модели. Об этом же свидетельствует и
сопоставление симфоний с новозаветным мифом, идеями Вл. Соловьева,
Ф. Ницше, произведениями современников Белого и попытка ввести в анализ
контекст творчества самого автора симфоний. Несмотря на ряд весомых различий,
существующих между ними (например, отсутствие в "Возврате" образа,
олицетворяющего вечную женственность), все они представляют собой единое целое
и воплощают эсхатологический и одновременно – космологический миф о конце света
и рождении нового мира, "Царства Божия на земле". А. Белый
как бы собирает отдельные, разрозненные части мира (их, по нашему мнению, и
символизируют двойники, различные ипостаси одного и того же образа-инварианта:
Космоса, Хаоса, Души мира), соединяет "времен разорванную нить"
синхронизируя различные эпохи – мифологическое "время сновидений",
когда создавались сказки и мифы, средние века и современность – в единое целое,
творя из хаоса жизни новую, гармонизированную вселенную. Миф,
воплощенный писателем в симфониях, останется актуальным для Белого и получит
дальнейшее развитие в его зрелом творчестве. Так, в "Кубке метелей”, особенно в
заключительных сценах, намечается выход к сюжету и образной системе повести
"Серебряный голубь”, в которой действие развивается в секте "голубей”. Главные
герои романов писателя продолжают нести в себе черты, дающие основание для
сопоставления их с основными ипостасями раннего мифа Белого (Христом, Вечной
Женственностью и Змием). В преображенном виде этот миф лег в основу поэмы
"Христос Воскрес”, где Жена, облеченная в солнце, предстала в образе России -
"Богоносицы, побеждающей Змия...” [29, c.444], и после столетий господства
хаоса, ознаменованного вселенскими катастрофами, соединяющейся с воскресшим
Христом. Таким образом, симфонии оказали значительное воздействие на все
творчество Андрея Белого, послужив исходным импульсом для его художественных
открытий. | |
Просмотров: 909 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |