Четверг, 19.04.2018, 15:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Монографии [1]
Монографии для скачивания
Диссертации [25]
Диссертации по литературоведению и танатологии. Диссертация кандидата филологических наук Л.В.Гармаш "Художественное своеобразие симфоний Андрея Белого" (2000 г.)
Статьи [0]
Статьи для скачивания
Поиск
Материалы
Photo: 45
Blog: 1
News: 3
Downloads: 26
Publisher: 25

Сайт Людмилы Гармаш

Каталог файлов

Главная » Файлы » Диссертации

Танатологические мотивы в прозе Л.Н. Андреева
14.12.2010, 16:54
Справка об оригинале: Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Красильников, Роман Леонидович Танатологические мотивы в прозе Л. Н. Андреева : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Вологда, 2003 225 с. РГБ ОД, 61:04-10/308-5
Год: 2003
Автор: Красильников, Роман Леонидович
Тема диссертации: Танатологические мотивы в прозе Л.Н. Андреева
Ученая cтепень: кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: Вологда
Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Специальность: Русская литература
Количество cтраниц: 225
Скачать полный текст диссертации:
Красильников Р.Л. Танатологические мотивы в прозе Л.Н.Андреева
Обратите внимание, представленные ниже научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов подобных ошибок нет.

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие танатологических мотивов
1.1. Танатология и художественная литература: к постановке проблемы
1 Л. 1. Танатология: рождение термина
Л .2. Изучение танатологических проблем в литературоведении
1.2. Мотив в художественном тексте
1. Художественный текст
2. Мотив в системе традиционных понятий
3. Мотив и функция
4. Классификация мотивов
5. Сюжет, фабула, композиция

Глава 2. Танатология и андрееведение 6. Основные проблемы андрееведения
7. Изучение танатологических мотивов в андресведснии Глава 3. Семантика смерти в прозе Л.Н. Андреева
8. Презумпции
9. Мотив «естественной» смерти в прозе Л. Андреева
10. Личный опыт писателя
11. Мотив смерти в дневниках 1890-х годов
12. Рассказы об «опредмечепном» смысле жизни
13. Смерть как процесс
14. Рассказы о воскресении
3.3. Мотив убийства в прозе Л. Андреева
15. Специфика мотива убийства
16. Рассказы об убийцах
17. Рассказы о жертвах
18. Рассказы о военных действиях
3.4. Мотив самоубийства в прозе Л.Н. Андреева
19. Специфика мотива самоубийства
20. Мотив самоубийства в дневниках 1890-х годов
21. Рассказы о несовершенных самоубийствах
22. «Рассказ о Сергее Петровиче»
23. Рассказы о самоубийстве и познании
24. Рассказы о самоубийстве родителей
Заключение
Список источников и литературы
I. Источники и архивные материалы
II. Общая литература по проблеме
III. Литература о Леониде Андрееве
IV. Справочная литература
V. Сайты в Интернете

Приложение. ФУНКЦИИ ТАНАТОЛОГИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ПРОЗЕ Л.Н АНДРЕЕВА

Настоящая работа находится на стыке двух исследовательских тем, за последние годы получивших в российском гуманитарном знании статус актуальных. Первая из них находится в области литературоведения, шире - в области дисциплин, изучающих художественный текст (семиотика, киноведение, искусствоведение, структурализм). Это теория мотива, имеющая глубокую традицию (А. Веселовский, В, Пропп) и получившая сегодня новый толчок к развитию (В. Тюпа, Н. Тамарченко): «Проблема мотива является одной из чрезвычайно значимых в современном литературоведении, так как подобный подход дает возможность по-новому интерпретировать художественный текст, рассматривая его как элемент системы текстов конкретного автора, литературно-художественного направления или литературной эпохи. Если рассматривать тексты отдельного писателя как единый метатекст, порожденный определенной индивидуальностью, то при этом в нем естественно обнаруживаются устойчивые мотивы, иллюстрирующие авторскую модель бытия» [188; 7],
Второй исследовательский вектор, ставший отправной точкой для данной работы, - танатология как учение о смерти. Во второй половине XX века это учение, будучи изначально областью естествознания, распространилось на гуманитарные науки (Ф, Арьес, В, Янкслевич), а отношение к смерти стало рассматриваться как важная антропологическая или, как бы мы сегодня сказали, культурологическая проблема. Так, например, Ф. Арьес, выделяя в истории человечества различные концепции смерти, по сути, видит в них этапы истории части культуры, во многом определяющей качество культуры в целом.
В Россию танатология как область гуманитарного знания пришла в 90-е годы вместе с переводами западных авторов (переводы Ф. Арьеса, С. Грофа, Ф. Хуземана, В. Янкелевича), обзорно-популяризаторскими и оригинальными текстами российских танатологов (П. Гуревич, А- Демичев, А. Лаврин, С, Рязанцев). В это же время проводились специальные исследования, касающиеся функционирования танатологических элементов в литературе (Ю. Лотман, А. Аствацатуров, Г\ Косяков), имеющие свою, правда, не столь глубокую традицию (П. Еицилли, М. Бахтин). Анализ этих исследований показывает, что данная проблема изучалась с разных точек зрения. В основном создавались статьи историко-литературного характера, рассматривающие семантическое наполнение мотива смерти (П. Бицилли, Т. Розанова, Н. Романенкова, М- Шабурова, Г. Постнов). Использовались интуитивистский (В. Топоров, И. Берман), нарратологический (М Бахтин) и структурный (Ю. Лотман, С. Гринева) методы.
В нашей работе сближение указанных исследовательских векторов (теория мотива и танатология) обусловил анализ актуального материала — творчества Леонида Николаевича Андреева. Этот писатель принадлежит к числу авторов, составивших целый пласт «возвращенной литературы», которая с 1990-х годов привлекает особо пристальное внимание исследователей. Среди вновь открытых тем выделяется интерес ряда писателей начала XX века к смерти: это и «смерторадостпый» «поэт смерти» Ф. Сологуб, и М, Арцыбашев с его романом «У последней черты», и «бесконечно» боящийся смерти автор «Освобождения Толстого» И. Бунин, и «верный рыцарь смерти» Л. Андреев. Каковы причины подобных танатологических настроений?
Эпоха рубежа XIX-XX веков сегодня представляется как время перемен. Сын Леонида Николаевича Андреева Вадим так впоследствии писал об этом периоде; «В первые годы двадцатого века было ощущение того, что некая историческая эпоха кончается, «что в этом мире мещанства, чиновничьего засилья и социальной несправедливости больше жить невозможно», что придет нечто новое и, конечно, светлое и замечательное, что уж очень темна была жизнь вокруг, — было повсеместным. Представлялось, что за гибелью непременно наступит великолепное возрождение. Все свято верили в чеховские алмазы, не соглашаясь, однако, с тем, что их увидят только через двести лет: срок казался непомерно большим» [133; 278-279]- Гибель старого и нарождение нового в России было неизбежно, и в наше время те трансформации уже воспринимаются не с точки зрения подготовки революции 1917 года, а как самостоятельное движение, затрагивающее в первую очередь мировоззренческие основы общества.
В. Мескин характерной чертой эпохи XIX-XX веков называет «разрушение»: «характерной особенностью наступившего века стало разрушение многих представлений о материальных и идеальных сущностях мира, о возможных связях между ними. Разрушение представляется следствием какого-то скрытого метазакона XX столетия, который повлиял и на жизнь, и на искусство». В качестве примеров таких деструктивных явлений литературовед приводит «разрушение атома и условной картины мира, разрушение исходных понятий о времени, о пространстве, об абсолютных началах в идеалистических и материалистических концепциях, разрушение устойчивых поведенческих норм, разрушение многих бытовавших мифов индивидуального и общественного сознания; соответственно, в художественном творчестве - разрушение классического образа и классической эстетики, привычного облика человека и границы в условной иерархической пирамиде, отделяющей мир феноменальный от ноуменального, разрушение диалогических отношений в искусстве и сложившихся представлений о его предназначении, разрушение или, по крайней мере, ослабление генетических связей между художниками-классиками и художниками нового поколения, разрушение объединений внутри этого нового поколения, разрушение цельности в творчестве отдельно взятых мастеров» [198; б]. Добавим к этому перечню разрушение веры в Бога, составлявшую идеологическую основу предшествующих эпох. Такое обилие деструктивных тенденций не могло не породить внимание к феноменам, которые традиционно воспринимаются как уничтожающие феномены. Прежде всего мы имеем в виду смерть, или Танатос как совокупность деструктивных тенденций. Следовательно, актуальность данной работы обусловлена следующими факторами: изысканиями в области андрееведепия, раздела литературоведения, имеющего сложную историю и потому далеко не исчерпавшего свой исследовательский потенциал; а также изысканиями в области популярной теории мотива и современной танатологии.
Безусловно, на танатологические мотивы в творчестве Леонида Николаевича уже обращали внимание К. Арабажин, М. Волошин, Т. Ганжулевич, В. Львов-Рогачевский, Н. Михайловский, П. ПильскиЙ, Н. Урусов, В. Фриче (прижизненная критика); М; Горький, Б, Зайцев, А. Каун, Г- Кинг (1920-30-е годы); В, Беззубое, Л. Иезуитова, С- Ильев, В. Келдыш (советское время); Л, Колобаева, В, Мескин, Н. Осипова (1990-е годы). Однако изучение всего корпуса прозаических текстов Андреева под таким углом производится впервые. Кроме того, в работе использованы материалы неизданных дневников, проливающие свет на отношение Леонида Николаевича к смерти с начала 1890-х годов, то есть до появления его первых художественных произведений. Как нам кажется, тематический принцип изучения литературы, положенный в основу работы, чрезвычайно продуктивен и позволяет пролить свет на многие мировоззренческие аспекты андреевского творчества, которые прежде не находились в сфере исследовательского внимания. Дще одно, даже главное достоинство этого принципа - способность представить сложное, зачастую противоречивое наследие писателя как целостное явление, В описанных качествах диссертации (новые материалы, принцип изучения, целостность) и заключается ее научная новизна.
Объектом настоящего исследования является проза Леонида Николаевича Андреева; архивные материалы из Русского архива в Лидсе (Великобритания) и из Орловского государственного литературного музея И.С- Тургенева. В процессе работы над диссертацией использовались тексты JLH. Андреева из собрания сочинений в шести томах (М.: Художественная литература, 1990-1996). Изучение истории создания и установление даты написания произведений не входили в задачи работы- Однако когда эти данные способствовали определению значения мотивов, они принимались во внимание и брались из комментариев к указанному собранию сочинений и других источников. Кроме того, данная диссертация не преследовала ^' текстологические цели, поэтому архивные материалы были обработаны в соответствии с современной орфографией, когда эта обработка не препятствовала передаче смысла.
Предметом данной диссертации стали танатологические мотивы в прозе писателя. Цель работы - описать восприятие феномена смерти, отраженное в произведениях Андреева. В связи с целью работы предполагается решение следующих задач: Щ' - показать историю танатологии как области гуманитарного знания; проанализировать риторику танатологического метанарратива в литературоведении XX века; описать теорию мотива как минимального содержательно-структурного элемента; рассмотреть историческое развитие и современное состояние андрееведения; выявить, какова степень изученности танатологической проблематики в андрееведении; классифицировать танатологические мотивы в прозе Андреева; установить окололитературные факты, повлиявшие на интерес писателя к танатологическим проблемам; на материале дневников 1890-х годов показать истоки внимания Леонида Николаевича к изображению смерти; выявить семантику мотивов «естественной» смерти, самоубийства и убийства в прозе Андреева; определить функции танатологических мотивов (приложение).
Основным методом исследования в данной диссертации является историко-литературный метод. Вместе с тем установление интертекстуальных связей, дающих представление о тех традициях, в которые вписывалась и вписывается изображение смерти у Андреева, побуждает нас использовать сравнительный метод. Внимание к субъектной организации взгляда на факт кончины («извне», «изнутри») заставляет обращаться к нарратологии, В приложении, посвященном изучению участия танатологических мотивов в организации структуры текста, мы неизбежно сталкиваемся со структурным методом.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она способствует уточнению представлений об особенностях поэтики Л.Н. Андреева. Основные положения диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании художественного мира этого автора, особенностей семантики и функционирования в его текстах других мотивов, а также при исследовании танатологических мотивов в произведениях других писателей. Практическое значение работы состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в общем курсе истории русской литературы XX века, в спецкурсах и семинарах по творчеству Л.Н. Андреева, по проблеме танатологических мотивов в мировой литературе, по историко-литературным и структурным исследованиям в литературоведении вообще.
Положения работы были апробированы на межвузовской конференции молодых ученых (Череповец, 2000), международной научной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения Л.Н. Андреева (Орел, 2001); V-x Поспеловских чтениях «Сравнительное изучение литератур: теоретические аспекты» (Москва, МГУ, 2001); международной научной конференции молодых филологов (Эстония, Таллинн, 2002); международной научной конференции молодых филологов (Эстония, Тарту, 2002); международной научной конференции «Мир романтизма» (Х-е Гуляевские чтения, Тверь, 2002); конференции молодых ученых «Науки о культуре - шаг в XXI век» (Москва, РАН - Российский институт культурологии, 2002). По теме диссертации опубликованы пять статей, еще три находятся в печати.
Построение работы направлено на последовательное решение поставленных задач и поэтапное достижение цели работы.
Первая глава «Понятие танатологических мотивов» состоит из двух разделов. В первом разделе «Танатология и литература: к постановке проблемы» описывается происхождение термина «танатология», устанавливается его статус («учение»), приводятся возможные значения («учение о смерти», «общекультурный опыт описания смерти», «литературный опыт описания смерти»). Затем анализируется ряд статей по проблеме «Танатология и литература», выявляются принципы их построения, методология исследования. Во втором разделе «Мотив в художественном тексте» дается определение таким понятиям, как «текст», «художественный текст», «сюжет», «мотив»; показывается соотношение указанных понятий с другими традиционными терминами («фабула», «композиция», «тема», «идея»> «проблема» и др.); излагается теория мотива в его широком и узком понимании (мотив как любой повторяющийся объект и мотив как минимальный содержательно-структурный элемент); приводится классификация мотивов (лейтмотив, динамические и статические мотивы).
Вторая глава «Танатология и андрееведепие» посвящена истории вопроса и также состоит из двух разделов. В первом разделе «Основные проблемы андрееведения» дается обзор и классификация андреевианы вообще, намечаются основные векторы современных исследований в этой области. Второй раздел «Изучение танатологических мотивов в андрсеведении» описывает достижения исследователей Л.Н. Андреева в области темы смерти и сопутствующих ей мотивов.
Третья глава «Семантика смерти в прозе Л.Н. Андреева» включает в себя четыре раздела. Практический разбор текстов писателя предваряет раздел «Презумпции», в которой определяются установки анализа, дается классификация танатологических мотивов. Второй раздел «Мотив «естественной» смерти в прозе ЛЛ1- Андреева» посвящен описанию личного опыта писателя, наблюдавшего чужую смерть от болезни или несчастного случая. Здесь рассматривается теоретическая составляющая мотива смерти, отраженная в дневниках 1890-х годов, рассказы об «опредмеченном» смысле жизни, о смерти как процессе, о воскресении. В третьем разделе «Мотив убийства в прозе Л.Н. Андреева» дается характеристика мотива убийства, выявляется его семантика в рассказах об убийцах, жертвах и военных действиях. Наконец, четвертый раздел «Мотив самоубийства в прозе Л.II. Андреева» повествует о специфике мотива самоубийства, а также о его значении в дневниках писателя 1890-х годов, в рассказах о несовершенных самоубийствах, в произведениях о самоубийстве и познании, в текстах о самоубийстве родителей.
В «Заключении» содержатся выводы, обобщающие описание Ф танатологических мотивов в прозе Л.Н. Андреева, намечаются перспективы, которые возникают благодаря данной диссертации,
В конце работы располагается дифференцированный «Список источников и литературы». Завершается же диссертация приложением «Функции танатологических мотивов в прозе ЛЛЬ Андреева», которое не : вошло в третью главу по методологическим причинам, В приложении рассматривается участие смерти в организации структуры художественного текста, генерирующая и прерывающая роль Танатоса.

Скачать полный текст диссертации в pdf формате

Монография.
Красильников Р.Л. Образ смерти в литературном произведении: модели и уровни анализа. - Вологда: ГУК ИАЦК, 2007. - 140 с.
Монография посвящена проблемам функционирования образа смерти в литературном произведении. Излагаются теоретические основы литературоведческой танатологии: даются определения ключевым понятиям дисциплины, характеризуются ее задачи и предмет. Описываются основные танатологические литературоведческие концепции ХХ века, возникшие в рамках герменевтики, психоанализа, структурализма, нарратологии в работах П. Бицилли, З. Фрейда, Ю. Лотмана, М. Бахтина. На примере русской литературы XIX-XX вв. анализируются идейно-тематический, мифопоэтический, сюжетный, персонажный, пространственно-временной, жанровый уровни произведения. В работе также определяется статус танатологии как гуманитарной науки, описывается ее становление и современное состояние, приводится список литературы по теме. Монография предназначена для филологов, культурологов и представителей других гуманитарных специальностей, интересующихся танатологической проблематикой.

Скачать полный текст монографии в pdf формате:
Красильников Р.Л. Танатологические мотивы...


Категория: Диссертации | Добавил: Lucymonkey7430 | Теги: Мотив, историко-литературный анализ, красильников, леонид андреев, танатос, танатология
Просмотров: 2238 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]