Пятница, 19.04.2024, 03:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Монографии [1]
Монографии для скачивания
Диссертации [25]
Диссертации по литературоведению и танатологии. Диссертация кандидата филологических наук Л.В.Гармаш "Художественное своеобразие симфоний Андрея Белого" (2000 г.)
Статьи [0]
Статьи для скачивания
Поиск
Материалы
Photo: 45
Blog: 1
News: 3
Downloads: 26
Publisher: 25

Сайт Людмилы Гармаш

Каталог файлов

Главная » Файлы » Диссертации

Введение
31.10.2010, 00:10

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена изучению раннего прозаического творческого наследия гениального русского писателя, поэта, теоретика русского символизма Андрея Белого - его четырех симфоний, созданных и опубликованных на протяжении 1899 - 1908 годов.

Десятилетиями предпринимались попытки умалить значение литературной деятельности А. Белого: его произведения не переиздавались у нас многие годы и почти не привлекали внимание советских литературоведов. После 1917 года симфонии были переизданы только в 1991 году, а первые книги отечественных ученых о жизни и творчестве писателя начали появляться с 1988 года ("Андрей Белый и его роман "Петербург" Л. К. Долгополова (1988), "Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого" Л. А. Новикова (1990), "Андрей Белый в 1900-е годы" А. В. Лаврова(1995)). Недостаточное знакомство с личностью и творчеством писателя было обусловлено также исключительным своеобразием художественного мира, им созданного. Исследователи отмечают, что "сочиняя свои произведения, Белый во многом опережал время, в котором ему суждено было жить и творить" [101, c.7]. Серьезное изучение его художественных и теоретических работ началось в 70-е годы. В эпицентре внимания современных ученых находится наиболее известный роман Белого - "Петербург". Тем не менее, все его творческое наследие образует единый контекст, в котором одни и те же идеи развиваются параллельно в стихах, прозе и теоретических сочинениях.

Период создания симфоний составляет важнейший этап в духовном становлении А. Белого, когда происходило зарождение его философско-эстетических взглядов и формирование художественной манеры письма. В ранней прозе писателя стереоскопически выпукло представлена картина современной автору симфоний действительности, нашли свое выражение духовные поиски новых культурно-эстетических идеалов, отражены идейные взгляды и устремления русских символистов, охваченных предчувствиями грядущих перемен. Ранняя проза Белого явилась результатом развития синкретической культуры романтизма и символизма.

Начало ХХ века принесло с собой качественно новое историческое содержание. Приход нового столетия ознаменовал наступление новой эры в жизни России и человечества. В яркой и оригинальной форме симфоний Белый сумел передать кризисный характер художественного сознания рубежа веков, оказавшегося следствием существования человека одновременно в двух измерениях - быта и бытия. С гениальной прозорливостью он услышал и воплотил в своих произведениях "апокалиптические ритмы времени", сочетавшиеся с оптимистическими чаяниями близящегося преображения мира и наступления эпохи мистического синтеза.

Симфонии А. Белого стоят у истоков зарождения орнаментальной прозы ХХ века. В них выкристаллизовались важнейшие черты поэтики символистского романа. Четыре симфонии А. Белого - "1-я, героическая", "Драматическая симфония", "Возврат" и "Кубок метелей" являются объектом нашего исследования.

Данное исследование проводилось в рамках плана научно-исследовательской работы кафедры мировой литературы Харьковского государственного педагогического университета им. Г. С. Сковороды.

Настоящая работа ставит своей целью дать целостную характеристику поэтики симфоний как уникальной в истории русской литературы жанровой формы, определение их роли в творчестве Белого и места, занимаемого ими в культурно-историческом процессе.

Выбор материала был обусловлен малой изученностью ранней прозы писателя, противоречивостью установившихся оценок симфоний учеными и давно назревшей необходимостью более полного и всестороннего исследования творчества одного из наиболее выдающихся представителей не только русской, но и мировой литературы.

Для достижения цели исследования нам предстоит решить следующие задачи:

-                      определить генетические корни жанра литературной симфонии, способствовавшие его возникновению;

-                      рассмотреть произведения Белого с точки зрения их соответствия ведущим идеям и направлениям развития русского и западноевропейского культурного процесса, прояснить отношение ранней прозы Белого к русской и европейской традиции;

-                      рассмотреть художественную структуру симфоний как синкретического жанрового образования, выявить их общность с одноименной жанровой формой в музыке; прояснить специфику употребления музыкальных художественных средств в другом виде искусства и органичность их применения в рамках литературного произведения;

-                      очертить круг философско-эстетических взглядов А. Белого на основании его теоретических работ, в которых дается подробное и убедительное обоснование автором необходимости создания нового жанра;

-                      проанализировать образную и сюжетно-композиционную структуру произведений писателя;

-                      изучить симфонии Белого с точки зрения реализации в них "неомифологических" установок русского символизма;

-                      проанализировать систему символов в симфониях с целью определения их идейно-тематического ядра;

-                      выявить основные параметры художественного мира симфоний, дающие право считать их единым циклом.

Научная новизна и теоретическое значение диссертационного сочинения определяются тем, что симфонии А. Белого впервые стали объектом целенаправленного монографического изучения. Впервые в данной работе приведены новые, дополнительные аргументы в пользу закономерности возникновения жанра, синтезирующего возможности музыки и литературы. Впервые выявлены и подробно прослежены на различных уровнях текста многочисленные черты сходства между всеми четырьмя произведениями, служащие основанием для объединения их в цикл. Впервые они рассматриваются как единое пространство индивидуального авторского мифа, исследуются объективные и субъективные предпосылки воплощения в них мифологического сознания, подробно прослежено становление мифопоэтической системы писателя в его ранней прозе и предпринята попытка дать всестороннюю характеристику ее символической образной системы и представить симфонии Белого в качестве составной части русской и европейской культуры.

Теоретической и методологической основой диссертации являются научные труды современных литературоведов (М. Бахтина, Ю. Лотмана, С. Аверинцева, Л. Долгополова, А. Лаврова, Т. Хмельницкой), посвященные специфике литературы, методологическим и методическим исследованиям литературных явлений, работы философов (Вл. Соловьева, П. Флоренского, А. Лосева), музыковедов (А. Альшванга, Б. Каца). Методологической основой исследования является современная теория и практика жанрового анализа, а также сочетание элементов целостного анализа и структурно-типологических представлений.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут найти применение в курсах по истории русской литературы рубежа XIX - ХХ веков, специальных курсах и семинарах по творчеству Андрея Белого.

Основные положения диссертации изложены в выступлениях на Четвертых ахматовских чтениях (Одесса, Одесский государственный университет, октябрь 1996 г.), межвузовской научной конференции "Миф и мифопоэтика в традиционных и современных формах культурно-языкового сознания", (Харьков, национальный университет, апрель 1999 г.); они отражены в следующих работах автора:

1.       Структура художественного пространства в "Северной симфонии" А. Белого// Русская филология. Укр. вестник. - Харьков, 1995. - № 4. - С. 29-32.

2.       Символика третьей "симфонии" А. Белого "Возврат" (опыт художественной интерпретации)// Наукові записки ХДПУ ім. Г. С. Сковороди. - Сер. "Літературознавство”. - 1997. - Вип.1(6). - С. 51-59.

3.       Проблема синтеза искусств и художественные искания Андрея Белого// Наукові записки ХДПУ ім. Г. С. Сковороди. - Сер. "Літературознавство”. - 1998. - Вип. 10 (21). - С. 119-122.

4.       Сюжетно-образная система четвертой симфонии А. Белого "Кубок метелей"// Русская филология. Укр. вестник. - Харьков, 1998. - № 3/4. - С. 42-49.

5.       Особенности евангельской символики "Северной симфонии" Андрея Белого// Вісник Харківського університету. - Сер. "Філологія”. - Харків,1999. - Вип. 448. - С. 109-112.

Общий объем публикаций - 1,94 п.л.

Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованных источников, включающего 226 наименований. Объем основного текста диссертационного сочинения 178  страниц. Общий объем 194 страниц.

 

Категория: Диссертации | Добавил: lucymonkey | Теги: Андрей Белый, введение, диссертация
Просмотров: 1236 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]