Вторник, 23.04.2024, 16:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Монографии [1]
Монографии для скачивания
Диссертации [25]
Диссертации по литературоведению и танатологии. Диссертация кандидата филологических наук Л.В.Гармаш "Художественное своеобразие симфоний Андрея Белого" (2000 г.)
Статьи [0]
Статьи для скачивания
Поиск
Материалы
Photo: 45
Blog: 1
News: 3
Downloads: 26
Publisher: 25

Сайт Людмилы Гармаш

Каталог файлов

Главная » Файлы » Диссертации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31.10.2010, 01:21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе определены основные факторы развития культурного процесса, способствовавшие появлению жанра, сочетающего в себе возможности двух видов искусства - музыки и литературы. С этой точки зрения были рассмотрены связи между символизмом и романтизмом, так как именно романтики (Т. Готье, Дж. Уистлер, Ф. Лист, Г. Берлиоз, Э. Делакруа и др.) активно отстаивали идею синтеза искусств в своих теоретических трудах и настойчиво пытались воплотить ее в своем творчестве. И если романтики еще иногда колебались, какому виду искусства отдать предпочтение - музыке или поэзии, то у Р. Вагнера, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, а затем у французских и русских символистов сомнений в доминирующем положении музыки уже не возникало. Приоритетное место музыка заняла, с нашей точки зрения, во многом под влиянием складывающегося на протяжении всего XIX века нового представления человека об окружающей действительности. Смещаются акценты в восприятии мира. Актуальной становится его динамичность, безграничность и многозначность. Философская мысль концентрируется теперь не на сущности вещи, а на ее существовании. Происходит переход от рационализма к переживанию, интуиции. Новой картине мира, воспринимаемого как вечно становящееся бытие, соответствуют такие характерные черты музыки, как процессуальность, обращенность к эмоциональной стороне человека, к его внутреннему миру.

Из всего сказанного следует, что предпочтение, отданное Белым музыке, было созвучно предшествующим символизму философско-эстетическим идеям.

В нашу задачу входило также установление причин, определивших выбор писателем конкретной формы реализации идеи синтеза искусств. Поиски такой формы были предприняты Вагнером, который предпочел остановиться на драме. Согласиться с немецким романтиком Белому помешали его жизнетворческие установки: драма, по его мнению, прямо противоположна творчеству жизни. Не пошел А. Белый и по пути создания мистерии, как это пытались сделать Вяч. Иванов и А. Скрябин.

Обращение Белого как литератора к жанру симфонии было, как нам кажется, во многом связано с симфонизмом - эстетическим принципом философски-обобщенного диалектического отражения жизни. Симфонизм как категория мышления обусловил сочетание чувственного и рационального, субъективного и объективного, лирического и эпического начал в жанре литературной симфонии.

Сонатно-симфонический цикл явился в определенной мере ответом на не прекращающиеся в начале ХХ века поиски лирической циклической формы, берущей на себя функции крупного эпического жанра. Во всяком случае, так произошло в творчестве А. Белого, рассматривавшего свои сборники стихотворений как "подготовительную ступень” к литературно-музыкальным симфониям.

Способность симфонизма к широким обобщениям позволила Белому сочетать музыку и миф, в чем также отразились культурно-эстетические тенденции эпохи.

Кроме того, обращение к музыкальному жанру вытекало из особенностей личности писателя, его творческой манеры. Как утверждал Белый, рождению его произведений всегда предшествовал "музыкальный звук темы”.

Почему все же писатель обратился к литературе, хотя мог бы успешно проявить свои творческие способности в создании музыкальных произведений? Ответ на этот вопрос мы видит в особом отношении Белого к слову, которое для него имеет субстанциональный характер. Слово магично.  Поэт с его помощью может создать новый мир. "Я пришел к тебе сказать о Слове”, - несколько раз повторяет герой "Кубка метелей”. Слово понимается здесь как категория, содержащая в себе преобразующее начало. Таким образом, в симфониях Белого сливаются в единое целое "вещное слово” и гармоническое начало вселенной, воплощенное в музыке. Музыка и слово призваны, как считает А. Белый, собрать в единое целое безграничный мир, упорядочить и гармонизовать его, подчинив космическому ритму.

Близость ранней прозы Белого музыкальному симфоническому жанру раскрывается прежде всего на композиционном уровне. Основным музыкальным приемом структурной организации симфоний является прием варьированного повтора, типология которого рассмотрена в данной работе.

Композиция произведений Белого организована в соответствии с законами построения сонатно-симфонического цикла. Функции важнейших словесно-музыкальных тем (зари, вечности, смерти-воскресения и др.) подобны главной и побочной партиям музыкальной симфонии, так как они противопоставлены друг другу, но в то же время наделены признаками внутреннего родства.

В тексте произведений Белого темы получают конкретное выражение в виде сквозных повторяющихся мотивов (лейтмотивов). Функционируют эти лейтмотивы так же, как это принято в музыкальном искусстве. Развитие словесно-музыкальных тем подчинено у Белого музыкальному приему, известному под названием контрапункт. С его помощью противопоставленные ранее темы (вечности и возвращения, зари и вечности, безумия и смерти-воскресения и т. д.) сливаются в единое целое, синтезируются.

Сквозные темы, проходящие через все четыре симфонии, служат, с нашей точки зрения, циклообразующим фактором.

Проанализировав сюжетно-композиционое строение и образную структуру симфоний А. Белого, мы пришли к выводу, что в них совмещены лирический и эпический сюжеты. Эпический сюжет реализован через событийный ряд произведений, который носит пунктирный характер. В основе организации лирического сюжета, служащего для воплощения строя переживаний автора симфоний, лежит принцип ассоциаций.

В произведениях развиваются несколько сюжетных линий, которые пересекаются и взаимодействуют друг с другом. Их строение наделено признаками родства. Контрапунктическое сопряжение нескольких сюжетных линий способствует, по нашему мнению, появлению разветвленной системы героев-двойников. Первоначально такие персонажи только дублируют друг друга, как бы позволяя одно и то же событие рассмотреть с разных точек зрения, выявив тем самым его многозначность, и в то же время установить внутреннюю общность между различными событиями, первоначально воспринимающимися как разнородные. В последней же симфонии "Кубок метелей” выстроена иерархическая лестница двойников. Последовательная трансформация в них главных героев происходит, как мы полагаем, по мере приближения их к сакральному миру. В данной работе мы рассмотрели приемы сближения персонажей-двойников, попытались выявить, в чем состоит их внешнее, функциональное и семантическое родство, а также принципы противопоставления героев (динамика - статика, субъектно-объектные отношения, воплощение в персонажах темного или светлого начала и др.) Определены основные корреляты главных и второстепенных героев симфоний. Во всех четырех произведениях это Вечная Женственность (Душа мира), Иисус Христос и апокалипсический змей. Лишь "Возврат” несколько отличается от остальных симфоний, так как в нем отсутствует образ, воплощающий в себе черты Вечной Женственности.

Систему персонажей в симфониях организует принцип оппозиций. Герои разделены на два лагеря, представляя темное и светлое начало. Положительные парные образы (мужской и женский в "1-й, героической”, "Драматической симфонии” и "Кубке метелей” и только мужской - в "Возврате”) в произведениях Белого противопоставлены персонажам, представляющим инфернальные силы. Конфликт между ними определяет развитие сюжета. Его основные этапы (завязка, кульминация, развязка) выявлены в процессе исследования текста симфоний.

Принцип оппозиций играет важную роль и в композиционном строении ранней прозы Белого. Согласно идее двоемирия, в них противопоставлены земной и сакральный миры. Действие в трех симфониях (1-й, героической”, "Возврате” и "Кубке метелей”) происходит в пространстве эмпирического мира, а в последней части переносится в область мира мистического.

Предпринятый в данной работе анализ симфоний позволяет утверждать, что на уровне композиции, сюжета и образной системы наблюдается несомненное сходство между всеми четырьмя произведениями Белого, что служит веским основанием для объединения их в единый цикл.

Объединяет симфонии Белого также стройная и глубоко продуманная система символов. Ее анализ показал, что в произведениях писателя тесно связаны искусство, миф и религия. Особым статусом для Белого была наделена христианская религия, поэтому все остальные мифы (древнегреческие, древнеиндийские, скандинавские и др.) занимают по отношению к новозаветному мифу подчиненное положение.

Символическим значением наделены у Белого все словесно-музыкальные темы и мотивы (возвращения, безумия, памяти, тайны, любви, смерти-воскресения, радости-страданья и др.). Проекцией на новозаветный миф, в особенности на заключительную его часть - Откровение Иоанна Богослова, является как образная система симфоний, так и их сюжетное строение.

Прообразом главных героинь симфоний Белого (королевны, Сказки и Светловой) стала соловьевская София, воспринятая писателем как соединяющее небо и землю начало. Кроме того, названные героини сочетают в себе черты Души мира, Девы Марии, Богородицы и апокалипсической Жены, облеченной в солнце, т.е. различные ипостаси Вечной Женственности. Это стало возможным благодаря существованию между прообразами изначальной связи, закрепленной христианской традицией.

Для характеристики главных героев симфоний (рыцаря, Сергея Мусатова, ребенка и Адама Петровича) важна символика рыцаря, олицетворяющего Логос, духовное начало. В них реализован образ мифического героя, спасающего мир от чудовищ, тем более, что в отрицательных персонажах симфоний воплощены черты дьявола, библейского и апокалипсического змея. Конфликт между ними лежит в основе сюжетно-композиционного строения симфоний.

Положительные герои Белого наделены функцией пророка. Тема пророков объединяет прежде всего образы батюшки Иоанна ("Драматическая симфония”), Орлова ("Возврат”) и старого мистика ("Кубок метелей”). В определенной степени они сопоставимы с образами святых угодников и даже с одним из трех лиц Троицы - Богом Отцом.

Центральное место в симфониях занимает образ Христа. Впервые он появляется в заключительной части "Северной симфонии”. Коррелирует с образом Христа главная героиня первой симфонии - королевна. Общими чертами с героем новозаветного мифа наделены образы Сергея Мусатова и мистика-анархиста ("Драматическая симфония”), но наиболее последовательно сходство героя симфонии с Христом акцентируется в образе Адама Петровича. В нем сочетаются черты земного, смертного Адама и Адама Кадмона - небесного человека, часто отождествляемого с Христом.

В главных героях всех четырех симфоний совмещаются черты апокалипсического всадника, рыцаря, святого, апокалипсического младенца, Иисуса Христа, но в каждом образе произведений Белого на первый план выходит одна какая-либо ипостась (в "Возврате” это младенец, в "Северной симфонии” - рыцарь и т.д.).

Амбивалентный характер символических образов в симфониях Белого, архетипичность сюжетики и образов (героя-спасителя, Вечной Женственности, мудрого старца) доказывает, что в основе произведений писателя лежат глубинные мифологические модели.

Несмотря на ряд отличий между симфониями, все они представляют собой единое целое и воплощают эсхатологический миф о конце света и космологический миф о рождении нового, очищенного от грехов и избавленного от страданий мира - земного рая. Синхронизируя в своих произведениях различные эпохи, Белый как бы творит из разрозненных элементов хаотической действительности новую, гармонизированную вселенную. Так, жанр литературной симфонии, созданный Белым, аккумулирует в себе поиски и достижения литературного и музыкального искусств, являя собою важный этап развития русской культуры.

 

Категория: Диссертации | Добавил: lucymonkey | Теги: Андрей Белый, эсхатологический миф, Вечная Женственность, Цикл, симфония
Просмотров: 1084 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]