Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи Л.В. Гармаш |
Л.В. Гармаш ИДЕИ «ФИЛОСОФИИ ОБЩЕГО ДЕЛА» Н.Ф. ФЕДОРОВА В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ БЕЛОГО 1. Знакомство Андрея Белого
с «философией общего дела» Николая Федорова состоялось в начале XX века.
Почитатели русского философа
(Н.Н. Черногубов, В.В. Бородаевский) входили в круг общения
Белого. Особое значение для писателя имело мнение Владимира Соловьева,
называвшего Федорова своим учителем и «отцом духовным». В следующие годы Белый
продолжает проявлять интерес к философии московского «старца», знакомясь с
работами о нем Н. Бердяева и С. Булгакова. 2. Общность между А. Белым
и Н. Федоровым проявляется уже на уровне миросозерцания. Дуалистические
черты сознания Федорова, обозначенные Н. Бердяевым – соединение
рационального и мистического, научного и религиозного начал – в полной мере
присущи Белому, который в статье «Почему я стал символистом…» отмечает, что
символизм для него был «проблемой ножниц и антиномий». С детства отец-математик
прививал Боре Бугаеву (настоящее имя Белого), и небезуспешно, любовь к точным и
естественным наукам, а под влиянием творческой натуры матери развивалось его
эстетическое чувство, любовь к музыке, поэзии, в конце концов ставшее основой
его жизнетворческих устремлений. Разрешением этого противоречия возможно, по
Федорову, путем синтеза наук, поставленных на службу религиозным целям спасения
и воскрешения всех человеческих поколений, когда-либо существовавших на земле. Создавая
свою теорию символа, Белый предпринимает серьезный анализ множества философских
систем от даосизма до Канта, Ницше, Шопенгауэра, Гартмана, Вундта, Соловьева и
др. В символе для Белого соединяются логика и метафизика, творчество и
познание, научное знание и религиозное откровение. Писатель приходит к выводу,
что художественный символ представляет собой сложное единство, формой выражения
которого становится сам художник, а творчество приобретает характер теургии. 3. Решающее значение для «победы
над смертью», по Федорову, имеет научно-технический прогресс, который в
конечном счете должен дать возможность оживить всех умерших и дать человечеству
бессмертие. Белый же не доверяет
возможностям науки, которую он определяет как «систематику всяческого незнания»
(с. 29). Эволюционному пути развития научных знаний он противопоставляет
мгновенное преображение мира и человека в мистериальном творческом порыве,
символически обозначенное им в финале второй симфонии ударом серебряного
колокола в момент соединения Логоса (Христа) и Софии-Премудрости. «Магия
экстаза должна соединиться со льдом гносиса», пишет Белый в статье «Эмблематика
смысла» (с.45). 4. В рассказе «Иог» в
образе Ивана Ивановича Коробкина Андрей Белый воплотил портретные черты
московского подвижника, стиль его жизни, особенности поведения и черты
характера. Анализируя рассказ, С.Гречишкин и А.Лавров отмечают, что писатель не
стремился дать точный портрет Федорова, а наделил его чертами тип «чудака»,
который появляется в романах Белого – «Петербурге», «Котике Летаеве», «Крещеном
китайце», «Москве». 5. Идея Федорова о
воскрешении мертвых получила, пожалуй, наиболее отчетливое воплощение в
четвертой симфонии Белого «Кубок метелей». В заключительной части произведения
главные герои Адам Петрович и Светлова убеждаются, что могилы, в которых должны
покоится их тела, пусты, они сохраняют свой телесный облик, попадая в некое
надмирное пространство. Такой подход к смерти-воскресению героев симфонии также
коррелирует с описанием воскресения Иисуса Христа, данным в Новом Завете.
Белый, как и Федоров, пытается преодолеть трагическое противоречие между земным
и небесным. Каждый из них вырабатывает свое собственное представление о мировой
гармонии, достижимой в результате синтеза противоположных начал – «святой
плоти», по выражению З. Гиппиус. 6. Андрей Белый разделяет
мысль Федорова об «общем деле» человечества, о необходимости объединения
отдельных индивидуальных усилий в общем порыве, направленном к преодолению
существующей разобщенности, т.к. смерть, по мнению философа, есть «самое
крайнее выражение вражды, невежества и слепоты, т. е. неродственности». В
романах Белого даны примеры попыток преодоления «неродственности», перехода от
противостояния к примирению: между Аполлоном Аполлоновичем Аблеуховым и его
супругой в «Петербурге», между немецким шпионом фон-Мандро, воплощением
мирового зла, и его дочерью Лизашей в «Москве». 7. Идеи русского космизма
Андрей Белый воспринял от своего учителя Н. Умова, о чем он вспоминает в
своих мемуарах и создает художественный портрет выдающегося физика в поэме
«Первое свидание» (Демин). Космогонические видения переживают многие герои
Белого. Они становятся одним из художественных средств для выражения идеи
существования человека на грани двух миров – божественного и земного – в романе
«Петербург». Космическая тема у Белого преломляется сквозь призму учения о
Логосе и Софии-Премудрости, соединяется с апокалипсическими мотивами и
историософской проблематикой.
Доклад прочитан на XIII Международных чтениях памяти Н.Ф.Федорова. Москва 8-11 дек. 2011 года | |
Просмотров: 1238 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |