Вторник, 23.04.2024, 07:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Материалы
Photo: 45
Blog: 1
News: 3
Downloads: 26
Publisher: 25

Сайт Людмилы Гармаш

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи Л.В. Гармаш

О ПОУЧЕНИЯХ СЕРАФИМА САРОВСКОГО

О ПОУЧЕНИЯХ СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Л.В. Гармаш


«Сей от рода Нашего» – так сказала Сама Божия Матерь о преподобном Серафиме Саровском, от нее же Серафим удостоился услышать наименование «любимиче Мой». Сам он называл себя слугою Божией Матери и по Ее велению создал в Дивеево обитель для девиц и вдов. 
Письменные духовные наставления преподобного Серафима Саровского адресованы инокам и мирянам. Они немногочисленны, но касаются наиболее важных вопросов, которые задает себе каждый человек, желающий осмыслить свой жизненный путь. 
На первое место ставит Серафим послушание. Духовнику дивеевской обители он говорил: «Послушание, батюшка, паче поста и молитвы: помни и всегда им говори это; и я всегда говорю», объясняя, что «противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13, 2). Именно вследствие неисполнения воли Божией стал возможен первородный грех ветхого Адама, в то время как новый Адам и Спаситель мира – Иисус Христос – был послушен до самой смерти. Послушание рассматривается подвижником как наивернейший путь к смирению, которое приводит к избавлению от страстей, т. е. к бесстрастию. Оно и было достигнуто Серафимом Саровским в результате его многочисленных подвигов, явившись путем, приводящим к вселению Духа Святого в сердце человеческое. 
Удивительные подвиги преподобного Серафима описаны неоднократно. Известно, что спал он не более четырех часов в сутки, а в последние годы своей жизни еще и в крайне неудобном положении (стоя на коленях, опираясь на пол локтями и склонив голову на руки), почти ничего не ел, 1000 дней и ночей провел в молитве на камне, долгие годы пребывал в затворе и соблюдал обет молчания, а ношение им большого пятивершкового креста дало основание говорит о том, что старец носил вериги, хотя документальных подтверждений этому нет. 
Требовал ли он от других соблюдения подобного образа жизни? Читая наставления, убеждаешься, что Серафим Саровский, хотя и знал, что многие видят в нем образец праведной жизни, но никогда не призывал повторять его подвиги, так как считал, что многих толкает на это тщеславие, а прежде надобно воспитывать в себе смирение. Поэтому вместо подвигов он советовал упражняться в послушании и делании добрых дел. Объяснял он это тем, что цель у каждого христианина одна – стяжание Святого Духа Божьего, а путь у всех разный. Одному мирянину он дал следующий совет: «Иди средним путем: выше сил не берись, упадешь, и враг посмеется тебе. Аще юн сый, удержись от высоких» (т.е. от подвигов). По нашему мнению, это значит, что человек должен соизмерять свои силы и выбирать свой собственный путь к Богу, который подходит именно ему, иначе не только не достигнет своей цели, но может впасть в еще больший грех: «Выше меры подвигов принимать не должно, а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способен к творению добродетелей [2, c.78]. 
Преподобный был противником всего чрезмерного, он не советовал не только предпринимать каких-либо особых подвигов по собственному желанию, без благословения святых отцов, но был даже против придумывания необычных дел. Известно, что батюшка однажды вернул к прежней жизни одного такого мнимого подвижника, который бросил семью, торговлю и начал бродяжничать. Серафим говорил, что «из юродивых едва ли один отыщется, чтобы не в прелести находился. И погибали... Три пути, на которые не должно выходить без особого звания: путь затворничества, юродства и путь настоятельства» [1, c.247].. 
Серафим Саровский призывает не подменять цель христианской жизни средствами, с помощью которых она достигается. Под средствами он понимает молитву, пост, бдение, милостыню, христианские подвиги (ношение вериг, власяницы, затвор, молчальничество и др.). Само по себе исполнение их, даже максимально точное, еще ничего не значит. В беседе с Н.А. Мотовиловым старец сказал, что «лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает» [1, c.132]. 
Преподобный Серафим значительно облегчил молитвенный устав Саровской пустыни, сделав его посильным для исполнения, так как больше ценил дух, а не букву, осмысленное чтение молитвы, а не просто точное соблюдение внешнего ритуала. 
Составленное преподобным Серафимом «правило» для мирян максимально облегчено и доступно даже для современного человека. Кроме основных утренних и вечерних молитв оно включает так называемое «умное делание», т.е. краткую молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», которую необходимо тихо повторять во время домашней работы или в пути. Сам он упражнялся в ней постоянно, а наставляя других, говорил, что во время чтения молитвы не следует ни на что постороннее отвлекаться, а внимание обратить внутрь: «В молитве внемли себе, то есть ум собери и соедини с душою» [2, c.54]. Во время молитвы необходимо постоянно прилагать усилия к тому, чтобы внимание не рассеивалось, а было сосредоточено на предмете молитвы, «дабы приять и узреть в сердце свет Христов, надобно, насколько это возможно отвлечь себя от видимых предметов» [2, c.74]. Сохранение сияния божественного света в душе является залогом чистоты души. Преподобный Серафим предупреждает, что христианин должен постоянно заботиться о том, чтобы сердце его было ограждено от недостойных помыслов, так как душевную чистоту легко потерять, и здесь стражником выступает ум, называемый старцем «охранителем внутреннего Иерусалима» [2, c.75]. 
Сохранить душевную чистоту от отрицательного воздействия внешних влияний помогают уединение и молчание. «Паче всего должно украшать себя молчанием», – утверждает старец, ссылаясь в подтверждение своих слов на святителя Амвросия Медиоланского, Добротолюбие, Библию и др. источники [2, c.83]. Молчание умиротворяет сердечные волнения, вселяет в него мир и делает кротким. 
Преподобный настойчиво советовал хранить мир душевный, для чего необходимо избегать осуждения других, «отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный» [1, c.30]. 
Пребывание в «радостном духе» было отличительным свойством самого Серафима Саровского, хотя этот дар достался ему не сразу, а как результат многолетнего подвижничества, после того как прошел крестный путь и вынес жестокую борьбу с темными силами. Радости преподобный Серафим противопоставляет дух уныния, печали и скуки. Он призывает начинающих монахов спешить выйти из этого мучительного состояния как можно скорее, потому что от духа уныния «рождается всякое зло... происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы...» [1, c.31]. Печаль, как и уныние, мешает сосредоточиться на смысле молитвы, способствует рассеиванию внимания и подчиняет человека страстям. «Кто победил страсти, тот победил и печаль», – говорил старец, который сам постоянно находился в духе мира и радости, отчего он часто называл своих собеседников «Радость моя!». Радостное расположение духа свойственно презревшему мир и достигшему состояния бесстрастия, утверждал Серафим и говорил, что веселостью можно преодолеть усталость и уныние. Лучшим средством, помогающим выйти из состояния уныния, является, по Серафиму Саровскому, послушание – строгое и беспрекословное выполнение своих обязанностей. Сам он никогда не находился в праздности, был постоянно занят каким-либо делом и других к этому побуждал. 
К празднолюбию преподобный Серафим относил и многословие, которое способно погасить огонь, «от Святого Духа вдыхаемый» [2, c.51]. Сам он, как известно, многие годы провел в затворе и молчании, стараясь оградить себя от малейшего общения с внешним миром. Даже когда он был принужден оставить пустынножительство и перейти жить в монастырь, Серафим не прекращает «блаженного безмолвия». Свою приверженность к уединению и молчанию преподобный Серафим объясняет тем, что «когда мы в молчании пребываем, тогда враг, диавол, ничего не успеет относительно к потаенному сердца человеку: сие же должно разуметь о молчании в разуме» [2, c.83-84], т.е. нужно избегать не только суетных действий, но и суетных мыслей, постоянно атакующих разум человека и мешающих ему сосредоточиться. 
В своих наставлениях он учит: «Паче всего должно украшать себя молчанием. Ибо Амвросий Медиоланский говорит: молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни одного» [2, c.83]. С этим тесно связан и совет преподобного Серафима хранить тайны своего сердца: «Не должно без нужды другому открывать сердца своего: из тысячи можно найти только одного, который бы сохранил твою тайну... Всего жалостнее то, что от сего нехранения и многословия может погаснуть тот огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел воврещи на землю сердца: ибо, – говорил преподобный словами святого Исаака Сирина, – ничтоже так устужает огнь, от Святого Духа вдыхаемый в сердце инока по освящении души, якоже сообращение, и многословие, и собеседование» [1, c.39]. В другом месте он пишет: «Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности сердца» [2, c.72]. 
Основываясь на том, что человек состоит из души и тела, Серафим Саровский приходит к заключению, что это определяет две взаимосвязанных друг с другом стороны жизни человека – деятельную и созерцательную, причем первая должна предшествовать второй: «Всякому желающему проходить жизнь духовную должно начинать с деятельной жизни, а потом уже приходить в умосозерцательную...» [2, c.86]. 
Деятельная жизнь, которая по Серафиму представляет собой пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва, помогает достичь бесстрастия и смирения, которое является необходимым условием для того, чтобы можно было начинать жизнь умосозерцательную, но и в этом случае старец не советует оставлять жизнь деятельную, ибо, говоря словами преподобного, «она содействует умосозерцательной жизни и ее возвышает» [2, c.87]. 
Духовные наставления Серафима Саровского и сейчас, по прошествии довольно значительного времени, не утратили своего значения. Они представляют собой стройную систему воззрений на жизнь христианина, которая сформировалась в течение всего духовного пути преподобного Серафима, поэтому имеют особую ценность, так как являют собою плоды его многолетних размышлений и несут на себе отпечаток личности великого старца. И хотя современному человеку, особенно далекому от монастырской жизни, окруженному многочисленными соблазнами и поглощенному мирскими заботами, нелегко выполнить и малую толику того, что заповедал нам Серафим Саровский, его поучения и сама его жизнь служат примером высокого духовного подвига, значение которого для всего христианского мира невозможно переоценить. 

Литература.
1. Митрополит Вениамин (Федченков). – Всемирный светильник. – М., 2000. 
2. Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления мирянам и инокам // Как жить? Мудрые советы опытности. – С. 44-94. 

Статья опубликована: 
Социальное партнерство государства и церкви – объективное условие стабильности политической системы гражданского общества (Научно-теоретические аспекты государствоведения в свете учения преподобного Серафима Саровского): Сб. м-лов Международной научно-теоретической конференции, посвященной 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. – Курск. 2004. – С.100-104.
Категория: Статьи Л.В. Гармаш | Добавил: Lucymonkey7430 (14.11.2013)
Просмотров: 1183 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]