Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи Л.В. Гармаш |
Творчество Федора Сологуба в оценке Андрея Белого (мортальные мотивы)
Твоя свирель над тихим миром пела, (Анна Ахматова, Ф.К. Сологубу) В этих
стихах Анны Ахматовой, адресованных известному русскому поэту-декаденту рубежа
19-20 веков Федору Кузьмичу Сологубу, названа важнейшая тема его творчества –
тема смерти. К началу 20 века Сологуб становится признанным корифеем русской
словесности. В 1905 году роман «Мелкий бес» получает признание широкой
читательской аудитории (выдержал 10 прижизненных изданий), и с этого времени
писательский авторитет его автора становится неоспоримым. «Мэтром
формы и стиля» назвал Андрей Белый Федора Кузьмича Сологуба в 1924 году в
юбилейном обращении во время празднования 40‑летия литературной деятельности
писателя. Андрей Белый познакомился с творчеством одного из старейших
представителей русского символизма задолго
до своего вступления в литературу. Для шестнадцатилетнего гимназиста Бори
Бугаева (настоящее имя Андрея Белого) произведения Сологуба, наряду с «Фаустом»
Иоганна Гете, романами Достоевского, драмами Генрика Ибсена, поэзией
Николая Некрасова, Ивана Бунина, Зинаиды Гиппиус и некоторыми
другими, стали «канонами жизни». В мемуарах Белый вспоминал, что творчество
Сологуба, всегда высоко им ценимое, было составной частью его
"символического" образования еще в гимназические годы. Первая личная встреча
Андрея Белого с Сологубом состоялась через несколько лет, и в дальнейшем их
общение, прежде всего по идейным и творческим вопросам, продолжалось в течение
нескольких десятилетий. Личные контакты Сологуба и Белого не носили столь
тесного характера как, например, отношения Белого с другими
"старшими" символистами – Валерием Брюсовым, Зинаидой Гиппиус.
Вероятно, они встречались в редакции журнала "Весы", в котором оба
сотрудничали. Судя по воспоминаниям Белого, в достаточной степени
неприязненным, хотя и с попыткой замаскировать эту неприязнь из уважения к
личности художника, Сологуб держался с ним как строгий наставник, учитель:
"Знаешь, что встретит сарказмами, как кислотой обожжет; <...>
встретит "Тетерников" школьный учитель: с допросами, с экзаменом;
вымотает; <...> с Сологубом личный контакт мне кажется невозможным"
(Белый 1930: 442)». Более тесные связи устанавливаются
между художественными мирами Федора Кузьмича и его младшего современника. Исследованию
идейно-художественной концепции Сологуба-символиста, определению его роли в
литературном процессе рубежа XIX – XX веков посвящен ряд теоретических работ Белого. Не
случайно аналитический взгляд критика обращается к мортальным мотивам в
произведениях Федора Сологуба. В творчестве этого писателя, отличающимся
большой цельностью («В современной литературе я не знаю ничего более цельного,
чем творчество Сологуба», - писал А. Блок в статье «Пламенный круг»), танатологические
мотивы занимают центральное место. Смерть фигурирует в названиях некоторых
произведений писателя: сборник «Жало смерти», рассказы «Истлевающие личины»,
«Смерть по объявлению». Трагедию «Победа смерти» (1907), которая становится
проповедью его излюбленных философических идей, ставит в театре Комиссаржевской Всеволод Мейерхольд
и т.д. В своих статьях Белый
определяет круг основных танатологических образов прозы Сологуба, в которых воплощается
мотив смерти: жало смерти из одноименного рассказа, недотыкомка и Передонов из
романа «Мелкий бес», хищный зверь из рассказа «Призывающий зверя». Все они, по мнению критика, являются знаками
Небытия, «истлевающими личинами» реальности, рассеивающими иллюзорные
представления человека о мире. Так «чисто русский писатель» Сологуб выразил, по
мысли Белого, буддистские представления о противопоставлении Бытия и Небытия:
«в русской природе сумел разглядеть Сологуб строгость буддизма», писал Белый в
статье «Истлевающие личины» (1907). Ориентация
Сологуба на буддийскую философию небытия, связанная с философией Шопенгауэра,
не вызывала сомнений уже у его современников. В общем это было почти
обязательным элементом всех критических разборов сологубовского творчества. К
1910-м ггодам за Сологубом, несмотря на известную эволюцию его
мировоззрения, прочно закрепилась маска "поэта Смерти". <…>
Такая точка зрения на мировоззрение Сологуба была воспринята и поздними
исследователями. Достаточно
указать, например, вступительную статью и комментарии М. Дикман к собранию
стихотворений Федора Сологуба (Дикман 1978: 28).». Произведения Сологуба
производили особое впечатление на читателей. Илья Эренбург отмечал, что «действие
Сологуба похоже на наркотики, будто не стихи читал, а выкурил трубку опиума.
Все предметы вырастают до небывалых размеров, но теряют плоть и вес. Мир вещей
претворяется в мир понятий, волны ритма заливают вселенную. В голубом водном тумане
покой и тишина. А вот и сам Сологуб. Я не вижу ни пенсне, ни бородавки, но
только очень приманчивые и очень пустые глаза. Он сидит в кресле, скрестив руки
на животе, и кажется, что это не "маститый поэт", как величают его
репортеры, но великий Будда, остановивший движение всего, от часов в жилетном
кармане, до застывших вкруг мертвой земли таких же мертвых и навек утомленных
миров». Не случайно в своей основной
критической работе о русском писателе-«буддисте» – «Далай-лама из Сапожка» - Белый
иронически завершает почти каждую небольшую главку заклинаниями: «Чур-чурашки,
чурки-болвашки, буки-букашки, веди-таракашки. Чур нас» В письме к Сологубу,
пытаясь еще более отчетливо прояснить свою позицию, Белый писал: «В Ваших
произведениях помимо огромного таланта есть особая нота, придающая неразложимую
прелесть Вашим произведениям, мало сказать, что Вы заражаете переживанием
читателя: Вы его гипнотизируете; и вот контрабандой в читателя проникает Ваше
мировоззрение; это «колдовство» я не раз на себе испытывал. Ваша физиономия, как
писателя, ярка до чрезвычайности: с Вами нужно бороться. Я по крайней мере
боролся с магией Ваших слов, а я, как писатель, молюсь иным богам, не Вашим.»
с.364 Восхищаясь достижениями поэтической формы сологубовских творений, Белый
постоянно подчеркивает свои расхождения с ним по кардинальным философским и
мировоззренческим вопросам. Как известно, для Сологуба
одним из основополагающих символов-понятий его идеологической и поэтической
системы является образ "истлевающей личины" действительности, за
которой стоит "истинный лик" истинного бытия. В понятие
"личины" включается весь действительный мир, понимаемый как
разыгрываемое кем-то представление (личина-маска). Земная реальность видится
как разложение чего-то единого и неизменного, не имеющего пространственных и
временных характеристик, на множественное, временное и, следовательно,
изменчивое и преходящее: "Весь мир - только декорация <...>.
Всякое земное лицо и всякое земное тело - только личина, только
марионетка, заведенная на слово, жест, смех и слезы. Но приходит трагедия,
истончает декорации и обличия, и сквозь декорации просвечивает преображенный
Мною мир, мир Моей души, исполнения единой Моей воли, - и сквозь личины и
обличия просвечивает единый Мой лик" (Сологуб 1913: 10: 158)
("Театр одной воли"). Белому подобное осмысление
действительности весьма близко. Земной мир - это маска истинных явлений. Но,
в отличие от Белого, для Сологуба двойственность, противоречивость мира не
являются только "земными" свойствами. Это то, что кроется за личиной.
В статье "Демоны поэтов" Сологуб пишет: "Снимая покров за
покровом, личину за личиною, Ирония открывает <...> вечно двойственный,
вечно противоречивый, всегда и навеки искаженный лик". По Сологубу, только
творцу-художнику дано творить "сладостную легенду" жизни и
разоблачать ее противоречия. Белый вполне разделяет развенчивание
Сологубом призрачности земного существования, но не может согласиться с
воспеванием смерти как способа ухода в иной, лучший мир. Признание иллюзорности
и несовершенства действительности и в то же время отказ от приятия смерти как
избавления от земных страданий определяет пафос критической работы Белого «Далай-лама
из Сапожка». Белый не может примириться с философией смерти, изложенной в
трудах Шопенгауэра и получившей свое художественное воплощение в творчестве
Сологуба. Для младшего символиста актуальными являются соловьевско-федоровские
представления об апокалиптической гибели мира, которая станет залогом всеобщего
воскресения в вечности. По мнению
современного исследователя, «в отличие от Сологуба, Андрей Белый в конечном
итоге разграничивает "порочный", замкнутый круг,
"кружение", осмысляемое им как "дионисийство", и
эсхатологически прерванный круг "вечного возвращения" в пути-судьбе
Христа». Характерно, что Белый,
анализируя творчество своего старшего современника, пытается трактовать
"смерть-избавительницу" Сологуба как путь к истинной жизни:
"Ваша смерть для меня не смерть вовсе" (Белый в письме Сологубу 1974: 132).
Или в статье "Далай-лама из Сапожка" (1908): "Сологуб
перепутал основные понятия при совершенной правильности последующих вычислений.
<...> Жизнь его называем смертью; смерть жизнью"
(Белый 1908b: 66). Но эти попытки скорректировать общеидеологические
положения Сологуба в духе соловьевцев вызывают недовольство и возражения со
стороны последнего. Полемика Белого с Сологубом свидетельствует о том, что, при
согласии с изображением Сологубом жизни "действительной", Белый не
может принять того, что стоит для Сологуба за этой жизнью. Двоемирие Белого, в
котором мир дольний признается слабым, искаженным отражением мира горнего, а
смерть видится только границей между ними, сталкивается с представлениями
Сологуба о страшном мире, исковерканном и порочном, которому
противопоставляются грезы художника о том, «чего нет на свете» (говоря словами
Гиппиус) - о призрачной звезде Маир, существующей только в его фантазиях и
мечтах, но не достижимой ни при каких условиях. Пафос смерти в творчестве
Сологуба Белый связывает с буддизмом в его русском варианте, -
"дыромоляйством". "Сологуб <...> в костюме далай-ламы
усаживается перед колодцами: "Дыра моя, спаси меня". Везде и во всем
дивно описанная повесть о том, как обыватель сего града стал дыромоляем, сиречь
буддистом" (Белый 1911: 160). Белый подчеркивает отсутствие
положительного идеала у Сологуба, а именно - неверие в возможность
воскресения в качестве обретения этого идеала. Неверие же в воскресение есть
абсолютизация смерти. Сологуб, согласно Белому,
изображает именно "химер небытия" - по мере приближения к
"дыре"-смерти вырастают призраки: "Все творчество Сологуба
планомерно развивает и углубляет основную идею свою - приближение к
смерти. <...> В своих "сказочках" Сологуб превращает
действительность в призрак, и неведомое врывается в нашу жизнь тучами страшных
химер" (Белый 1911: 97) Белый не может принять смерть в
качестве освободительницы от земных страданий. Смерть у Сологуба, по его мнению,
есть нисхождение в Аид и пребывание там, то есть отсутствие воскресения:
"До сих пор, проваливаясь в колодец, там и оставались, нисходя в мир
прохлады и тени - Аид" (Белый 1908b: 167). Декларируя неприятие
идеологии Сологуба, Белый тем не менее, активно использует выделяемые элементы
художественного мира старшего символиста в собственных текстах. К 1910-м годам скептическое
осмысление действительности у Белого достигает апогея. Субъективно оставаясь на
позициях соловьевства, Белый в своем художественном методе объективно переходит
на позиции скепсиса и пессимизма. Единственной художественной реальностью
остается критикуемая действительность, изображаемая с использованием элементов
субъективно неприемлемого для Белого мировоззрения, в том числе и
заимствованных у Сологуба. Опубликовано в сборнике: Сімнадцяті міжнародні читання молодих вчених пам’яті Л.Я.Лівшиця. – Харків, 2012. – С. 30-31. | |
Просмотров: 1606 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |