Каталог файлов
Главная » Файлы » Диссертации |
31.10.2010, 00:10 | |
ВВЕДЕНИЕ Настоящая работа
посвящена изучению раннего прозаического творческого наследия гениального русского
писателя, поэта, теоретика русского символизма Андрея Белого - его четырех
симфоний, созданных и опубликованных на протяжении 1899 - 1908 годов. Десятилетиями
предпринимались попытки умалить значение литературной деятельности
А. Белого: его произведения не переиздавались у нас многие годы и почти не
привлекали внимание советских литературоведов. После 1917 года симфонии были
переизданы только в 1991 году, а первые книги отечественных ученых о жизни и
творчестве писателя начали появляться с 1988 года ("Андрей Белый и его
роман "Петербург" Л. К. Долгополова (1988), "Стилистика
орнаментальной прозы Андрея Белого" Л. А. Новикова (1990),
"Андрей Белый в 1900-е годы" А. В. Лаврова(1995)).
Недостаточное знакомство с личностью и творчеством писателя было обусловлено
также исключительным своеобразием художественного мира, им созданного.
Исследователи отмечают, что "сочиняя свои произведения, Белый во многом
опережал время, в котором ему суждено было жить и творить" [101, c.7].
Серьезное изучение его художественных и теоретических работ началось в 70-е
годы. В эпицентре внимания современных ученых находится наиболее известный
роман Белого - "Петербург". Тем не менее, все его творческое наследие
образует единый контекст, в котором одни и те же идеи развиваются параллельно в
стихах, прозе и теоретических сочинениях. Период создания
симфоний составляет важнейший этап в духовном становлении А. Белого, когда
происходило зарождение его философско-эстетических взглядов и формирование
художественной манеры письма. В ранней прозе писателя стереоскопически выпукло
представлена картина современной автору симфоний действительности, нашли свое
выражение духовные поиски новых культурно-эстетических идеалов, отражены
идейные взгляды и устремления русских символистов, охваченных предчувствиями
грядущих перемен. Ранняя проза Белого явилась результатом развития
синкретической культуры романтизма и символизма. Начало ХХ века
принесло с собой качественно новое историческое содержание. Приход нового
столетия ознаменовал наступление новой эры в жизни России и человечества. В
яркой и оригинальной форме симфоний Белый сумел передать кризисный характер
художественного сознания рубежа веков, оказавшегося следствием существования
человека одновременно в двух измерениях - быта и бытия. С гениальной
прозорливостью он услышал и воплотил в своих произведениях
"апокалиптические ритмы времени", сочетавшиеся с оптимистическими
чаяниями близящегося преображения мира и наступления эпохи мистического
синтеза. Симфонии
А. Белого стоят у истоков зарождения орнаментальной прозы ХХ века. В них
выкристаллизовались важнейшие черты поэтики символистского романа. Четыре
симфонии А. Белого - "1-я, героическая", "Драматическая
симфония", "Возврат" и "Кубок метелей" являются
объектом нашего исследования. Данное исследование
проводилось в рамках плана научно-исследовательской работы кафедры мировой
литературы Харьковского государственного педагогического университета им.
Г. С. Сковороды. Настоящая работа
ставит своей целью дать целостную характеристику поэтики симфоний как уникальной
в истории русской литературы жанровой формы, определение их роли в творчестве
Белого и места, занимаемого ими в культурно-историческом процессе. Выбор материала был
обусловлен малой изученностью ранней прозы писателя, противоречивостью установившихся
оценок симфоний учеными и давно назревшей необходимостью более полного и
всестороннего исследования творчества одного из наиболее выдающихся представителей
не только русской, но и мировой литературы. Для достижения цели
исследования нам предстоит решить следующие задачи: -
определить
генетические корни жанра литературной симфонии, способствовавшие его
возникновению; -
рассмотреть
произведения Белого с точки зрения их соответствия ведущим идеям и направлениям
развития русского и западноевропейского культурного процесса, прояснить
отношение ранней прозы Белого к русской и европейской традиции; -
рассмотреть
художественную структуру симфоний как синкретического жанрового образования,
выявить их общность с одноименной жанровой формой в музыке; прояснить специфику
употребления музыкальных художественных средств в другом виде искусства и
органичность их применения в рамках литературного произведения; -
очертить
круг философско-эстетических взглядов А. Белого на основании его теоретических
работ, в которых дается подробное и убедительное обоснование автором
необходимости создания нового жанра; -
проанализировать
образную и сюжетно-композиционную структуру произведений писателя; -
изучить
симфонии Белого с точки зрения реализации в них "неомифологических"
установок русского символизма; -
проанализировать
систему символов в симфониях с целью определения их идейно-тематического ядра; -
выявить
основные параметры художественного мира симфоний, дающие право считать их
единым циклом. Научная новизна и
теоретическое значение диссертационного сочинения определяются тем, что симфонии
А. Белого впервые стали объектом целенаправленного монографического изучения.
Впервые в данной работе приведены новые, дополнительные аргументы в пользу
закономерности возникновения жанра, синтезирующего возможности музыки и
литературы. Впервые выявлены и подробно прослежены на различных уровнях текста
многочисленные черты сходства между всеми четырьмя произведениями, служащие
основанием для объединения их в цикл. Впервые они рассматриваются как единое
пространство индивидуального авторского мифа, исследуются объективные и
субъективные предпосылки воплощения в них мифологического сознания, подробно
прослежено становление мифопоэтической системы писателя в его ранней прозе и
предпринята попытка дать всестороннюю характеристику ее символической образной
системы и представить симфонии Белого в качестве составной части русской и
европейской культуры. Теоретической и
методологической основой диссертации являются научные труды современных литературоведов
(М. Бахтина, Ю. Лотмана, С. Аверинцева, Л. Долгополова,
А. Лаврова, Т. Хмельницкой), посвященные специфике литературы,
методологическим и методическим исследованиям литературных явлений, работы философов
(Вл. Соловьева, П. Флоренского, А. Лосева), музыковедов
(А. Альшванга, Б. Каца). Методологической основой исследования
является современная теория и практика жанрового анализа, а также сочетание
элементов целостного анализа и структурно-типологических представлений. Практическая
значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут найти применение
в курсах по истории русской литературы рубежа XIX - ХХ веков, специальных
курсах и семинарах по творчеству Андрея Белого. Основные положения
диссертации изложены в выступлениях на Четвертых ахматовских чтениях (Одесса,
Одесский государственный университет, октябрь 1.
Структура
художественного пространства в "Северной симфонии" А. Белого//
Русская филология. Укр. вестник. - Харьков, 1995. - № 4. - С. 29-32. 2.
Символика
третьей "симфонии" А. Белого "Возврат" (опыт
художественной интерпретации)// Наукові записки ХДПУ ім. Г. С. Сковороди. - Сер.
"Літературознавство”. - 1997. - Вип.1(6). - С. 51-59. 3.
Проблема
синтеза искусств и художественные искания Андрея Белого// Наукові записки ХДПУ ім.
Г. С. Сковороди. - Сер. "Літературознавство”. - 1998. - Вип. 10 (21). - С. 119-122. 4.
Сюжетно-образная
система четвертой симфонии А. Белого "Кубок метелей"// Русская
филология. Укр. вестник. - Харьков, 1998. - № 3/4. - С. 42-49. 5.
Особенности
евангельской символики "Северной симфонии" Андрея Белого// Вісник Харківського університету. - Сер.
"Філологія”. - Харків,1999. - Вип. 448. - С. 109-112. Общий объем
публикаций - 1,94 п.л. Диссертация состоит
из введения, пяти разделов, заключения и списка использованных источников,
включающего 226 наименований. Объем основного текста диссертационного сочинения
178 страниц. Общий объем 194 страниц. | |
Просмотров: 1280 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |