Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи Л.В. Гармаш |
Л.В. Гармаш ИДЕИ РУССКОГО КОСМИЗМА И МОРТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ БЕЛОГО 1. Идеи русского космизма
Андрей Белый воспринял от своего учителя Н. Умова, о чем он вспоминает в
своих мемуарах и создает художественный портрет выдающегося физика в поэме
«Первое свидание». Космогонические видения переживают многие герои Белого. Они
становятся одним из художественных средств для выражения идеи существования
человека на грани двух миров – божественного и земного – в романе «Петербург». 2. Космическая тема у
Белого преломляется сквозь призму учения о Логосе и Софии-Премудрости,
соединяется с апокалипсическими мотивами и историософской проблематикой. 3. Существенную роль в
развитии идей русского космизма сыграла «Философия общего дела» Николая
Федорова, с которой Андрей Белый познакомился в начале XX века. Почитатели
русского философа (Н.Н. Черногубов,
В.В. Бородаевский) входили в круг общения Белого. Особое значение для
писателя имело мнение Владимира Соловьева, называвшего Федорова своим учителем
и «отцом духовным». В следующие годы Белый продолжает проявлять интерес к
философии московского «старца», знакомясь с работами о нем Н. Бердяева и
С. Булгакова. 4. Общность между А. Белым
и Н. Федоровым проявляется уже на уровне миросозерцания. Дуалистические черты
сознания Федорова, обозначенные Н. Бердяевым – соединение рационального и
мистического, научного и религиозного начал – в полной мере присущи Белому,
который в статье «Почему я стал символистом…» отмечает, что символизм для него
был «проблемой ножниц и антиномий». С детства отец-математик прививал Боре
Бугаеву (настоящее имя Белого), и небезуспешно, любовь к точным и естественным
наукам, а под влиянием творческой натуры матери развивалось его эстетическое
чувство, любовь к музыке, поэзии, в конце концов ставшее основой его
жизнетворческих устремлений. Разрешением этого противоречия возможно, по
Федорову, путем синтеза наук, поставленных на службу религиозным целям спасения
и воскрешения всех человеческих поколений, когда-либо существовавших на земле. Создавая
свою теорию символа, Белый предпринимает серьезный анализ множества философских
систем от даосизма до Канта, Ницше, Шопенгауэра, Гартмана, Вундта, Соловьева и
др. В символе для Белого соединяются логика и метафизика, творчество и
познание, научное знание и религиозное откровение. Писатель приходит к выводу,
что художественный символ представляет собой сложное единство, формой выражения
которого становится сам художник, а творчество приобретает характер теургии. 5. Решающее значение для «победы
над смертью», по Федорову, имеет научно-технический прогресс, который в
конечном счете должен дать возможность оживить всех умерших и дать человечеству
бессмертие. Белый же не доверяет
возможностям науки, которую он определяет как «систематику всяческого незнания».
Эволюционному пути развития научных знаний он противопоставляет мгновенное
преображение мира и человека в мистериальном творческом порыве, символически
обозначенное им в финале второй симфонии ударом серебряного колокола в момент
соединения Логоса (Христа) и Софии-Премудрости. «Магия экстаза должна
соединиться со льдом гносиса», пишет Белый в статье «Эмблематика смысла». 6. Идея Федорова о
воскрешении мертвых получила, пожалуй, наиболее отчетливое воплощение в
четвертой симфонии русского символиста «Кубок метелей». В заключительной части
произведения главные герои Адам Петрович и Светлова убеждаются, что могилы, в
которых должны покоится их тела, пусты, они сохраняют свой телесный облик,
попадая в некое надмирное пространство. Такой подход к смерти-воскресению
героев симфонии также коррелирует с описанием воскресения Иисуса Христа, данным
в Новом Завете. Белый, как и Федоров, пытается преодолеть трагическое
противоречие между земным и небесным. Каждый из них вырабатывает свое
собственное представление о мировой гармонии, достижимой в результате синтеза
противоположных начал – «святой плоти», по выражению З. Гиппиус. 7. Андрей Белый разделяет
мысль Федорова об «общем деле» человечества, о необходимости объединения
отдельных индивидуальных усилий в общем порыве, направленном к преодолению
существующей разобщенности, т.к. смерть, по мнению философа, есть «самое
крайнее выражение вражды, невежества и слепоты, т. е. неродственности». В
романах Белого даны примеры попыток преодоления «неродственности», перехода от
противостояния к примирению: между Аполлоном Аполлоновичем Аблеуховым и его
супругой в «Петербурге», между немецким шпионом фон-Мандро, воплощением
мирового зла, и его дочерью Лизашей в «Москве». 8. Идеи русского космизма,
особенно одного из наиболее ярких его представителей Н. Федорова, во многом
совпали с собственной философской концепцией Андрея Белого. В преобразованном и
трансформированном виде они отображены в теоретических трудах русского
символиста и нашли яркое воплощение в его поэзии и прозе. Доклад прочитан на ежегодном форуме «Дни философии в Санкт-Петербурге» (17-19 ноября 2011г.) Круглый стол "Генеалогия ценностей в русской философии Серебряного века" Пбг, дек. 2011 | |
Просмотров: 939 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |